Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

 

Ох, уж эти тритоны сольфеджио!

 

 

 

 

 

Частенько в музыкальной школе задают на дом строить тритоны. Тритоны сольфеджио, конечно, не имеют отношения к греческому богу морских глубин Тритону, ну и к животному миру, в общем-то, тоже.

Тритоны – это интервалы, которые называются так, потому что между звуками этих интервалов ни больше, ни меньше, а ровно три тона (6 полутонов). Собственно, к тритонам относят два интервала: увеличенную кварту и уменьшённую квинту.

Если помните, в чистой кварте 5 полутонов, а в чистой квинте – 7 полутонов, вот так и выходит, что если кварту увеличить на полутон, а квинту уменьшить, то тоновая величина их сравняется и будет равна трём тонам (6 полутонам) .

В любой тональности нужно уметь находить две пары тритонов. Пара – это ув4 и ум5,  которые взаимно обращаются друг в друга. Одна пара тритонов всегда есть в натуральном мажоре и миноре, вторая пара – в гармоническом мажоре и миноре (пара характерных тритонов).

 В помощь вам вот такая табличка по сольфеджио – тритоны на ступенях лада.

Из этой таблички сразу понятно, что увеличенные кварты находятся либо на IV, либо на VI ступени, а уменьшённые квинты или на II ступени, или на VII. При этом важно помнить, что в гармоническом мажоре шестая ступень – пониженная, а в гармоническом миноре седьмая ступень – повышенная.

Как разрешаются тритоны?

Тут есть одно общее правило: увеличенные интервалы при разрешении увеличиваются, уменьшённые – уменьшаются.  При этом неустойчивые звуки тритонов переходят в ближайшие устойчивые.  Поэтому  ув4  всегда разрешается в сексту, а ум5 – в терцию. Причём, если разрешение тритона происходит в натуральном мажоре или миноре, то секста будет малой, терция – большой. Если же разрешение тритонов происходит в гармоническом мажоре или миноре, то, наоборот, секста будет большой,  а терция – малой.

Давайте рассмотрим пару примеров по сольфеджио: тритоны в тональности         до мажор,  до минор, ре мажор и ре минор в натуральном и гармоническом виде.  В примере каждая новая строчка – новая тональность.

Ну вот, теперь, думаю, многое прояснилось. Напоминаем, что сегодня в центре нашего внимания были тритоны сольфеджио. Помните, да, что в них по три тона (6 полутонов), и их нужно уметь находить по две пары в каждой тональности (в натуральном и гармоническом виде).

         Нам осталось добавить, что иногда на сольфеджио тритоны просят не только построить, но и спеть. Сразу звуки тритона спеть трудно, тут поможет такая хитрость: сначала про себя поётся не тритон, а чистая квинта, а затем также мысленно верхний звук спускается на полутон, после такой подготовки тритон поётся легче.