Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал "Российское образование"
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Стоит ли ребенка отдавать в музыкальную школу?

Когда малыш подрастает, то у многих родителей возникает резонный вопрос – куда отдать любимое чадо, чтобы он развивался всесторонне. К сожалению, многие родители, жалея «нагружать» ребенка, не обременяют его никаким дополнительным образованием. И это серьезная ошибка. Вспомните, чему раньше обучали дворянских детей – грамоте, языкам, танцам, музыке. Обучение музыкой являлось неотъемлемой частью культурного человека 19 века. На дом приглашались учителя, и ребенок получал всестороннее обучение. В наше время музыкальное образование давно уже стало не обязательным, да и не настолько престижным. В музыкальных школах, особенно в сельских местностях, наблюдается жуткий недобор, и поэтому в школу дети не поступают, а записываются. В элитных столичных школах, безусловно, есть и экзамены,  и отбор куда строже. Но не будем про элитные школы при консерваториях. Поговорим о ДМШ в провинциальных городах и сельских поселениях. Так нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?

Если лаконично и кратко – да, нужно!

Давайте разложим все по полочкам

 

 Далеко не все дети выберут в будущем профессию музыканта и многие дети по окончанию «музыкалки» забудут ноты, не смогут сыграть самую простую песенку. Просто они абсолютно не научены подбирать по слуху, чтобы саккомпанировать в компаниях какую-нибудь «Вдоль по улице». Это обычные нерадивые ученики, которых преподаватели держали ради нагрузки, а родители не особо были заинтересованы в музыкальном образовании. На первый взгляд кажется, что несколько лет, проведенное таким ребенком в стенах музыкальной школы, прошли даром. Но это не так! Музыкальное образование – это не только освоение какого-либо инструмента. Это, прежде всего, развитие логики, умственных способностей, эрудиции, эмоциональной сферы, памяти, усидчивости, внимательности, умения нестандартно мыслить, быстро принимать правильное решение.  Список можно продолжать долго. Несведущий человек может возразить – причем тут логика? Да притом, система ладов и квинтовый круг тональностей очень напоминает стройные алгебраические формулы, а в эпоху античности теория музыки относилась к точным наукам. Кто знает, тот поймет. Недаром сольфеджио очень легко дается детям с математическим складом ума.

         Есть мнение, что изучение классики скучно для детей. Ну, это как преподать! Почему же тогда все поколения так любят «К Элизе» Бетховена, его «Лунную сонату» или «Турецкий марш» Моцарта, просят сыграть токкату Баха, вальс Шопена или Полонез Огинского. Среднего уровня пианист с семилетним образованием сможет подобрать на фортепиано практически любую песню, а любой флейтист или домрист при желании легко научится играть на гитаре и удивит дворовых приятелей исполнением нового хита. Научившись играть Моцарта, Бетховена и Гайдна, ребенок по окончании музыкальной школы сыграет и БИ 2, и Сплин, и любимого девушками Диму Билана. (Кстати, ария Христа или Париса в его исполнении, наверняка, вызывает восторг и у молодежи).

         Впрочем, к тому времени как Ваше любимое чадо вырастет, появятся другие «димыбиланы» и возникнут новые музыкальные жанры, как, например, вошедшие в нашу жизнь передачи на ТВ «Голос», «Голос. Дети». Музыкально образованный ребенок сумеет вычленить из льющегося с эфиров музыкального спама настоящие жемчужинки, которые достойны того, чтобы не просто просуществовать год в хитах, а стать настоящим шедевром на многие десятилетия. Так что если родители заинтересованы в высоком культурном уровне своего ребенка, то вопрос о поступлении в музыкальную школу не должен стоять. Однозначно – да!

         Что касается нагрузки, которая неизбежна при обучении в ДМШ. Ну а как вы хотели? Разумеется, ребенок будет загружен. И не только часами, проведенными в стенах музыкальной школы, но еще и дома, заучивая гаммы, этюды и пьесы.                Да, свободного времени будет мало. А если родители хотят вырастить нового Билана или Александра Рыбака, то его не будет вообще. А теперь задайтесь вопросом – а зачем ребенку свободное время в избытке? Чтобы наделать глупостей, не зная, куда его потратить? Или «тусоваться» в сомнительных компаниях? Любое дополнительное образование организует и дисциплинирует. При правильном планировании ребенок сможет успевать и уроки делать, и музыкой заниматься, и с друзьями гулять. Есть понятие – режим. И тут все зависит от родителей. Пустите на самотек – ничего не получится. Детям свойственно и лениться, и бросать.  Если родители потакают, то и в будущем толку не будет, причем в любых сферах. Так что музыкальность, высокий эстетический вкус, широкий кругозор – вот, что обещает музыкальная школа и хорошие преподаватели. Кроме того, неизбежная концертная деятельность способствует развитию коммуникативности, а это важнейшая часть социализации.

         Некоторые родители могут возразить – дескать, «у ребенка нет слуха и вообще, он не хочет». Надо отметить, что ребенок дошкольного и раннего школьного возраста еще не знает, что он хочет, а что нет. В том и заключается мудрость родителей – убедить ребенка в том, что обучаться музыке – это здорово, престижно, круто, классно. Он будет уметь то, чему не научатся его дворовые приятели, чтобы бесцельно слоняться по улицам много ума не надо, а он(а) научится играть на пианино (флейте, домре, саксофоне, гитаре). Ну, а чтобы доказать слова, сводите ребенка на концерт, где будут выступать дети с музыкальной школы. Это не трудно. В музыкальной школе концерты проходят в среднем раз в месяц. Кстати, о дворовых приятелях: скажем так, плохое чувство «зависть» приходит к людям с раннего возраста и растет с ним всю жизнь. Делайте вывод: человек, который ничего не умеет, не хочет уметь и не к чему не стремится, всегда будет завидовать и отговаривать от принятого решения научиться быть успешным, развитым, интеллектуальным. Не раз приходилось слышать «Да зачем тебе эта «музыкалка», брось её, сразу появится куча времени, делай, что хочешь! Красота!!!...»  И ЧТО ДАЛЬШЕ, ПО ДОРОГЕ ЖИЗНИ?...

         А музыкальный слух…. Да у всех он есть. Просто у одних детей с рождения, а другим надо развивать. Развивайте ребенка. Расширяйте его кругозор, эмоциональность и поднимайте его интеллектуальный уровень, что неизбежно гарантируют занятия в музыкальной школе.

Идти ли ребёнку в музыкальную школу?

 Семь "Нет"

1.     Есть Пословица: «Корень учения горек. Зато плод сладок!» Ох, как же это касается музыки! А ведь до сладкого плода не каждый дотянет.

2.     Безусловно, экономия денег. Начать хотя бы с того, что не надо покупать музыкальный инструмент.

3.     Музыка пожирает много времени. Приходится ходить на уроки, много заниматься дома – гораздо больше, чем сверстники, которые учатся в обычной школе. А когда же отрываться на дискотеках?

4.     Неизбежны конфликты с соседями, особенно если ребёнок трудолюбив. Недовольные будут стучать вам шваброй в потолок, или даже молотком по батарее.

5.     Если понятие души что-нибудь значит, то смысл ему в первую очередь придаёт музыка. Однако следует признать, что в наше время без души жить легче.

6.     При отказе от обучения музыке, к радости большинства, происходит здоровый процесс –  спрямления извилин.

7.     Чем меньше детей будет учиться в музыкальных школах, тем больше школ можно будет закрыть и открыть на их месте торговые палатки. Освободившимся преподавателям музыкальных школ смело можно дать в руки метлу и лопату.

 Семь «Да»

1.     Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. К примеру, в отличие от героев спорта, играя на инструменте, нельзя сломать ни руку, ни шею. Так что музыка – это воспитание характера без риска травмы.

2.     Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

3.     Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Они видят мир другими глазами.

4.     Понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь структурного. Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук. Не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

5.     Музыкальные занятия воспитывают маленьких Цезарей, умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: читающий с листа исполнитель помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.

6.     Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты мужчины – чувствительны, а музыканты женщины – стойки и тверды духом. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Не случайно в армию в элитные войска выбирают тех, кто нестандартно мыслит и принимает быстро правильные решения.

7.     Наконец музыка – наилучший путь к жизненному успеху. Музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Посмотрите на успешных людей в любой области и спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, пусть даже без особого рвения. Конечно, занимались.

И у вас есть, как минимум, семь причин последовать их примеру!